Пример: В отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей обратилась жительница Дзержинского района. В мае 2018 года она приобрела осенние сапоги. В период гарантии «отошла» кожа в районе замка. Она обратилась в магазин с требованием вернуть денежные средства. Руководитель магазина сапоги принял, но письменно предупредил, что будет проводить независимую экспертизу. Если экспертиза будет в пользу магазина, потребитель должен оплатить экспертизу.
Вопрос: Почему потребитель должен оплачивать экспертизу, недостаток же проявился в период гарантии?
Ответ: Действия продавца при обращении потребителя с претензией на ненадлежащее качество товара, на который установлен гарантийный срок, регламентированы п. 5 ст. 18 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей». В частности, при обращении потребителя с одним из требований, предусмотренных законом, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
Как правило, проверка качества товара проводится в случае, если продавец незамедлительно не имеет возможности установить причины возникновения недостатка в товаре. Проверка может проводиться продавцом самостоятельно, либо с привлечением соответствующих специалистов (например - сервисный центр). Обязательное правило – проверка качества проводится продавцом, когда это необходимо для него и соответственно безвозмездно для потребителя. При этом потребитель вправе по своему желанию участвовать в проверке качества товара.
И только в том случае, если после выявления продавцом причин возникновения недостатков товара, потребитель не соглашается с результатами проверки качества и настаивает на удовлетворении своего требования, проводится независимая экспертиза за счет продавца, при проведении которой потребитель также вправе участвовать.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. При этом проведение экспертизы в форме устной консультации уместно лишь в присутствии потребителя, поскольку чек об оплате услуг эксперта не содержит в себе необходимых сведений (о товаре, представленном для проведения экспертизы, о результатах экспертизы).