+7 (383) 227-57-00

Версия для слабовидящих

Официальный сайт администрации
Дзержинского района
г.Новосибирск
23 Сентября, 00:00, СБ
История района
Главная > История района

Первый план усадебного землепользования будущего города Новониколаевска (с 1925 года – Новосибирска) появился в 1896 году и делил город на три части – Вокзальную, Центральную и Закаменскую. Затем, в связи с подготовкой выборов в Горсовет, в апреле 1920 года произошло деление по географическому признаку на четыре района – Вокзальный, Закаменский, Центральный и Ипподромский. Последний из них, переименованный позже в Горнозаводской, и стал основой Дзержинского района, образованного в составе Новосибирска решением ВЦИК от 20 января 1933 года. С тех пор район носит имя председателя ВЧК, наркома путей сообщения, председателя ВСНХ СССР Феликса Дзержинского.

Возле речки Каменки находились два небольших кирпичных завода (ныне №9 и №11), созданные здесь в 1906 году. Рабочие заводов – всего 200 человек -  жили в бараках.

До 1927 года территория, занимаемая в настоящее время районом, представляла собой глухую далекую окраину города, покрытую лесами и пересекаемая на юго-западе долиной реки Каменки, на которой в начале века стояли водяные мельницы. Затем река в границе города практически исчезла, значительная часть долины замыта, русло заключено в железобетонную трубу. История района берёт начало с принятого в 1930-е годы решения о строительстве в Новосибирске завода горного оборудования и трикотажного комбината. Их строительные площадки стали основой района. Вокруг будущих заводов возникала малоэтажная застройка, в основном частная.

Кроме того, в начале тридцатых годов на территории района работали следующие предприятия: обувная и шорная фабрики, хромовый завод, мясокомбинат. Промартели «Пламя», «Димитровка», «Кожобъединение». Открылись: торговая точка, медпункт, небольшая столовая при кирзаводе №9. Построены две первых в районе школы начального обучения – № 21 и № 28. 

Первый мощный толчок в своем развитии район получил после Постановления ВСНХ от 3 мая 1931 года «О строительстве завода Горного оборудования» (сейчас – ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова»), который и стал районообразующим предприятием.

Развивался трикотажный комбинат (будущий завод точного машиностроения), строился кирпичный завод №3, создавалась артель «Химпродукт». Все это предопределило развитие района как промышленного. В 1935 году был пущен первый трамвай Дзержинской линии.

В годы ВОВ на территории района появились более 20 предприятий, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии.

В 1980 году Дзержинский район был разделен на два района: Дзержинский и Калининский.